Условные конструкции
Написанные вами программы выполняются строчка за строчкой сверху вниз. Однако, в некоторых случаях необходимо менять поведение программы, например в зависимости от данных, которые передоставляет пользователь.
За примерами далеко ходить не придётся, все мы пользуемся различными сайтами на которых нужна авторизация. При вводе логина и пароля программа выполняет алгоритм проверки логина и пароля, и в зависимости от результата проверки выполняет тот или иной алгоритм.
Рассмотрим основные управляющие конструкции if-else и else if в языке программирования Java, которые позволяют выполнить определенные блоки кода в зависимости от условий.
- Блоки кода записываются внутри фигурных скобок {}
Оператор if-else
Оператор if-else используется для выполнения блока кода при определенном условии, иначе выполняется альтернативный блок кода.
Перевод на русский: if - если else - иначе else if - иначе если
Пример:
В данном примере мы запрашиваем у пользователя pin-код, если введёный пин код равен 3837, тогда выводим уведомление об успехе, в противном случае показываем сообщение о том, что pin-код неправильный.
Пример:
В этом примере мы запросили у пользователя логин, сравнили со словом "admin", если пользователь ввёл логин admin, то разрешаем доступ, в противном случае запрещаем.
Оператор else if
Оператор else if используется для проверки нескольких условий последовательно. Если предыдущее условие ложно, то проверяется следующее.
Пример:
В этом примере, если number больше 0, то выводим "Число положительное", иначе проверяем другое условие, если number меньше 0, то выводим "Число отрицательное", в любом другом случае выводим "Число равно нулю".
Пример:
А этом примере, так же как и в предыдущем мы проверяем несколько условий.
Оператор switch
Оператор switch используется для выполнения различных действий в зависимости от значения выражения. Он имеет следующий синтаксис:
Выражение в конструкции switch может быть целочисленным типом данных (int, char, byte, short) или перечислением (enum - об этом позже...).
В каждом case указывается возможное значение выражения.
Если значение совпадает с одним из case, то выполняется соответствующий код внутри этого case.
Ключевое слово break используется для выхода из блока switch.
Если ни одно из значений не совпадает, тогда выполняется код в блоке default. Он является необязательным и может быть опущен.
Пример:
В данном примере будет выведено "Среда", так как значение dayOfWeek равно 3.
Мы рассмотрели основные управляющие конструкции if-else, else if и switch/case в языке программирования Java. Понимание этих конструкций позволяет эффективно управлять порядком выполнения кода в зависимости от различных условий.
Решайте задачи для закрепления материала "Решать задачи"