Переменные, константы и типы данных

Программа работает с информацией и эту информацию необходимо где-то хранить.

Ваш компьютер имеет на борту постоянное запоминающее устройство(ПЗУ) и оперативное запоминающее устройство (ОЗУ)

Постоянные запоминающие устройства предназначены для долговременного хранения информации, в то время как ОЗУ хранит информацию лишь тогда, когда ваш компьютер включён. Кроме того ОЗУ работает в сотни раз быстрее ПЗУ, поэтому, что-бы ваша программа работала быстро, необходимо научиться размещать информацию в ОЗУ, извлекать её и использовать.

В C++ переменные и константы используются для хранения данных, а типы данных определяют, какие значения могут быть присвоены переменным и как они будут обрабатываться.


Основные (встроенные) типы данных

В языке программирования C++, для того, чтобы разместить информацию в ОЗУ необходимо указать что именно вы планируете размещать в памяти, например строку или целое число итп. Это необходимо для того, что-бы вам было выделено достаточно памяти для хранения данных.

Ниже представлена таблица с основными типами данных С++ и их размерами:

Тип Объем памяти Диапазон значений
boolean 8 бит false, true
byte 8 бит -128...127
short 16 бит -32768...32767
int 32 бита -2147483648...2147483647
long 64 бита -9223372036854775808...9223372036854775807
float 32 бита 3.4e-038...3.4e+038
double 64 бита 1.7e-308...1.7e+308
char 16 бит сиволы в кодировке Unicode

Здесь представлены только основные типы данных, ниже будет рассказано о модификаторах типов, пользовательских типах и других интересных вещах связанных с типами данных в С++.


Переменные

Переменная — это именованная область памяти, которая хранит данные определённого типа. Переменные могут изменять своё значение во время выполнения программы.

Синтаксис объявления переменной:
тип_данных имя_переменной;

Пример:

int age; // Объявление переменной типа int age = 25; // Присвоение значения

Или с инициализацией:

int age = 25; // Объявление и инициализация

Константы

Константа — это именованная область памяти, которая хранит данные определённого типа. Значение константы не может быть изменено после инициализации. Константы используются для хранения фиксированных значений.

Синтаксис объявления константы:
const тип_данных имя_константы = значение;

Пример:

const double PI = 3.14159; // Константа PI

Подробнее о типах данных

Модификаторы типов
  • signed — знаковый тип (по умолчанию для int, char и др.). Т.е. мы можем хранить в переменной как отрицательные, так и положительные числа.
  • unsigned — беззнаковый тип (только положительные числа).
  • short и long — изменяют размер типа.
Пример:
unsigned int positiveNumber = 42; long long bigNumber = 123456789012345;
Пользовательские типы данных

Далее будут показаны лишь примеры применения пользовательских и производных типов данных, более подробно обсудим эту тему тогда, когда зайдёт разговор об объектно-ориентированном программировании.

Структуры (struct):

struct Person { std::string name; int age; };

Классы (class):

class Rectangle { public: int width, height; int area() { return width * height; } };

Перечисления (enum):

enum Color { RED, GREEN, BLUE };
Производные типы данных

Указатели (*):

int* ptr; // Указатель на int

Массивы ([]):

int numbers[5] = {1, 2, 3, 4, 5};

Ссылки (&):

int x = 10; int& ref = x; // Ссылка на x

Примеры использования

Основные типы данных
#include <iostream> int main() { int age = 25; double salary = 1500.75; char grade = 'A'; bool isEmployed = true; std::cout << "Age: " << age << std::endl; std::cout << "Salary: " << salary << std::endl; std::cout << "Grade: " << grade << std::endl; std::cout << "Employed: " << isEmployed << std::endl; return 0; }
Константы
#include <iostream> int main() { const double PI = 3.14159; const int DAYS_IN_WEEK = 7; std::cout << "PI: " << PI << std::endl; std::cout << "Days in a week: " << DAYS_IN_WEEK << std::endl; return 0; }

Автоматическое определение типа (auto)

Начиная с C++11, можно использовать ключевое слово auto для автоматического определения типа переменной на основе её инициализатора.

auto number = 42; // int auto price = 19.99; // double auto name = "Alice"; // const char*

Преобразование типов

C++ поддерживает явное и неявное преобразование типов.

Явное преобразование (приведение типов):
double pi = 3.14159; int intPi = static_cast<int>(pi); // Преобразование double в int

Неявное преобразование:

int x = 10; double y = x; // int автоматически преобразуется в double

Переменные, константы и типы данных — это фундаментальные понятия в C++. Понимание их работы позволяет эффективно управлять данными в программе. Начните с простых примеров, чтобы освоить базовые типы, а затем переходите к более сложным, таким как указатели, структуры и классы. Удачи в изучении!

Для более глубокого понимания материала, рекомендую практиковаться.


Комментарии

Добавить комментарий

Чтобы оставить комменатрий необходимо Авторизоваться