Установка среды разработки (IDE)

Установка среды разработки (IDE) — это второй шаг к написанию программ на C++, после установки компилятора. Давайте рассмотрим несколько популярных вариантов для разных операционных систем.


1. Visual Studio (Windows, macOS, Linux) (бесплатная)

Visual Studio — это мощная IDE от Microsoft, которая поддерживает C++ и множество других языков. Она особенно популярна среди разработчиков на Windows.

Установка:
  1. Скачайте Visual Studio с официального сайта: https://visualstudio.microsoft.com/.
  2. Запустите установщик и выберите "Разработка на C++".
  3. Убедитесь, что выбраны компоненты для компиляции C++ (например, MSVC — компилятор Microsoft).
  4. Завершите установку и запустите Visual Studio.

Слева будут расположены ваши ранее созданные проекты, справа выобр варианта открытия/создания проекта.

Попробуем запустить простую программу "Hello world" в Visual Studio

  • Видираем в меню Создание проекта.
  • Создадим Консольное приложение

После нажатия кнопки далее заполняем поля Имя проекта, Расположение и прочее... и жмём создать

Как итог, мы получим шаблон приложения в котором уже будет реализован код, для вывода в консоль строки "Hello world".

Для запуска приложения, найдите сверху на панели кнопку запуска .

Как итог, вы увидите консоль с выводом: Hello world.

Теперь можно приступать к разработке программ на языке C++ в ОС Windows.


2. CLion (Windows, macOS, Linux) (платная)

CLion — это кроссплатформенная IDE от JetBrains, специально разработанная для C++.
На мой взгляд лучашя IDE для разработки на C++, однако цена лицензии "кусается".

Установка
  1. Скачайте CLion с официального сайта: https://www.jetbrains.com/clion/.
  2. Установите IDE, следуя инструкциям на экране.
  3. После запуска CLion, установите компилятор (например, MinGW на Windows или GCC на Linux/macOS).

3. Code::Blocks (Windows, macOS, Linux) (бесплатная)

Code::Blocks — это бесплатная и легковесная IDE, которая подходит для начинающих.

Установка:
  1. Скачайте Code::Blocks с официального сайта: http://www.codeblocks.org/.
  2. Убедитесь, что вы выбрали версию с компилятором MinGW (для Windows).
  3. Установите IDE и запустите её.

4. Qt Creator (Windows, macOS, Linux) (условно бесплатная)

Qt Creator — это IDE, ориентированная на разработку приложений с использованием фреймворка Qt, но она также подходит для обычных проектов на C++.

Установка:
  1. Скачайте Qt Creator с официального сайта: https://www.qt.io/download.
  2. Установите IDE и выберите компоненты для разработки на C++.

5. VS Code (Windows, macOS, Linux) (бесплатная)

Visual Studio Code — это легковесный редактор кода, который можно превратить в полноценную IDE для C++ с помощью расширений.

Установка:
  1. Скачайте VS Code с официального сайта: https://code.visualstudio.com/.
  2. Установите расширение C/C++ от Microsoft.
  3. Установите компилятор (GCC, Clang или MSVC).
  4. Настройте файл tasks.json для сборки и launch.json для отладки.

Настройка файлов tasks.json и launch.json в Visual Studio Code (VS Code) позволяет автоматизировать сборку и отладку C++ проектов.

Перед настройкой убедись, что у тебя установлены:

  • Компилятор C++ (например, GCC на Linux, MinGW на Windows или Clang на macOS).
  • Расширение C/C++ для VS Code (официальное расширение от Microsoft).
  • Расширение CMake Tools (если вы используете CMake).
Настройка tasks.json для сборки:

Файл tasks.json используется для настройки задач сборки (например, компиляции C++ кода).

  1. Откройте папку с проектом в VS Code.
  2. Перейдите в меню Terminal → Configure Default Build Task.
  3. Выберите Create tasks.json file from template.
  4. Выбери Others (или C/C++: g++ build active file, если такое есть).

Теперь в папке .vscode появится файл tasks.json. Пример его содержимого для сборки C++ кода:

Пример tasks.json для GCC (Linux/macOS):

{
  "version": "2.0.0",
  "tasks": [
   {
    "label": "Build with GCC",
    "type": "shell",
    "command": "g++",
    "args": [
      "-g", // Включаем отладочную информацию
      "${file}", // Компилируем текущий файл
      "-o", // Указываем выходной файл
      "${fileDirname}/${fileBasenameNoExtension}" // Имя выходного файла
     ],
     "group": {
      "kind": "build",
      "isDefault": true
     },
     "problemMatcher": ["$gcc"],
     "detail": "Сборка текущего файла с помощью GCC"
    }
  ]
}

Пример tasks.json для MinGW (Windows):

{
  "version": "2.0.0",
  "tasks": [
   {
    "label": "Build with MinGW",
    "type": "shell",
    "command": "g++",
    "args": [
      "-g",
      "${file}",
      "-o",
      "${fileDirname}\\${fileBasenameNoExtension}.exe"
     ],
     "group": {
      "kind": "build",
      "isDefault": true
     },      "problemMatcher": ["$gcc"],
     "detail": "Сборка текущего файла с помощью MinGW"
    }
  ]
}

Как использовать:
  • Открой терминал в VS Code (Ctrl+`).
  • Выполни задачу сборки: Terminal → Run Build Task (или Ctrl+Shift+B).
Настройка launch.json для отладки

Файл launch.json используется для настройки отладки.

  1. Перейдите в меню Run → Add Configuration.
  2. Выберите C++ (GDB/LLDB).
  3. В папке .vscode появится файл launch.json.
Пример launch.json для GCC (Linux/macOS):

{
  "version": "0.2.0",
  "configurations": [
   {
    "name": "Debug with GDB",
    "type": "cppdbg",
    "request": "launch",
    "program": "${fileDirname}/${fileBasenameNoExtension}", // Путь к исполняемому файлу
    "args": [], // Аргументы командной строки
    "stopAtEntry": false,
    "cwd": "${workspaceFolder}",
    "environment": [],
    "externalConsole": false,
    "MIMode": "gdb",
    "setupCommands": [
      {
       "description": "Enable pretty-printing for gdb",
       "text": "-enable-pretty-printing",
       "ignoreFailures": true
      }
     ],
    "preLaunchTask": "Build with GCC", // Задача сборки перед отладкой
    "miDebuggerPath": "/usr/bin/gdb", // Путь к GDB
    "logging": {
     "trace": true,
     "traceResponse": true,
     "engineLogging": true
     }
    }
  ]
}

Пример launch.json для MinGW (Windows):

{
  "version": "0.2.0",
  "configurations": [
   {
    "name": "Debug with GDB",
    "type": "cppdbg",
    "request": "launch",
    "program": "${fileDirname}\\${fileBasenameNoExtension}.exe",
    "args": [],
    "stopAtEntry": false,
    "cwd": "${workspaceFolder}",
    "environment": [],
    "externalConsole": true, // Используем внешнюю консоль
    "MIMode": "gdb",
    "miDebuggerPath": "C:\\MinGW\\bin\\gdb.exe", // Путь к GDB
    "setupCommands": [
      {
       "description": "Enable pretty-printing for gdb",
       "text": "-enable-pretty-printing",
       "ignoreFailures": true
      }
     ],
    "preLaunchTask": "Build with MinGW" // Задача сборки перед отладкой
    }
  ]
}

Как использовать:
  • Если вы используете CMake, установи расширение CMake Tools и настрой проект через CMakeLists.txt. VS Code автоматически сгенерирует tasks.json и launch.json.

6. Xcode (macOS) (условно бесплатная)

Xcode — это IDE от Apple, которая поддерживает разработку на C++ (а также на Swift и Objective-C).

Установка:
  1. Откройте App Store на macOS.
  2. Найдите и установите Xcode.
  3. После установки откройте Xcode и настройте инструменты разработчика.

Резюмируя можно заявить, что у разработчика C++ имеется широкий выбор IDE. Выбор IDE зависит от операционной системы и от предпочтений программиста.

Как показала практика, меньше всего проблем нам доставит работа с

  • Visual Studio (Windows, macOS, Linux)(бесплатная)
  • CLion (Windows, macOS, Linux) (платная)
  • Xcode (macOS) (условно бесплатная)

Поэтому рекомендую любую из них к установке!


Комментарии

Добавить комментарий

Чтобы оставить комменатрий необходимо Авторизоваться