Установка среды разработки (IDE)
Установка среды разработки (IDE) — это второй шаг к написанию программ на C++, после установки компилятора. Давайте рассмотрим несколько популярных вариантов для разных операционных систем.
1. Visual Studio (Windows, macOS, Linux) (бесплатная)
Visual Studio — это мощная IDE от Microsoft, которая поддерживает C++ и множество других языков. Она особенно популярна среди разработчиков на Windows.
Установка:- Скачайте Visual Studio с официального сайта: https://visualstudio.microsoft.com/.
- Запустите установщик и выберите "Разработка на C++".
- Убедитесь, что выбраны компоненты для компиляции C++ (например, MSVC — компилятор Microsoft).
- Завершите установку и запустите Visual Studio.

Слева будут расположены ваши ранее созданные проекты, справа выобр варианта открытия/создания проекта.
Попробуем запустить простую программу "Hello world" в Visual Studio
- Видираем в меню Создание проекта.
- Создадим Консольное приложение

После нажатия кнопки далее заполняем поля Имя проекта, Расположение и прочее... и жмём создать
Как итог, мы получим шаблон приложения в котором уже будет реализован код, для вывода в консоль строки "Hello world".

Для запуска приложения, найдите сверху на панели кнопку запуска .
Как итог, вы увидите консоль с выводом: Hello world.

Теперь можно приступать к разработке программ на языке C++ в ОС Windows.
2. CLion (Windows, macOS, Linux) (платная)
CLion — это кроссплатформенная IDE от JetBrains, специально разработанная для C++.
На мой взгляд лучашя IDE для разработки на C++, однако цена лицензии "кусается".

- Скачайте CLion с официального сайта: https://www.jetbrains.com/clion/.
- Установите IDE, следуя инструкциям на экране.
- После запуска CLion, установите компилятор (например, MinGW на Windows или GCC на Linux/macOS).
3. Code::Blocks (Windows, macOS, Linux) (бесплатная)
Code::Blocks — это бесплатная и легковесная IDE, которая подходит для начинающих.
Установка:- Скачайте Code::Blocks с официального сайта: http://www.codeblocks.org/.
- Убедитесь, что вы выбрали версию с компилятором MinGW (для Windows).
- Установите IDE и запустите её.
4. Qt Creator (Windows, macOS, Linux) (условно бесплатная)
Qt Creator — это IDE, ориентированная на разработку приложений с использованием фреймворка Qt, но она также подходит для обычных проектов на C++.
Установка:- Скачайте Qt Creator с официального сайта: https://www.qt.io/download.
- Установите IDE и выберите компоненты для разработки на C++.
5. VS Code (Windows, macOS, Linux) (бесплатная)
Visual Studio Code — это легковесный редактор кода, который можно превратить в полноценную IDE для C++ с помощью расширений.
Установка:- Скачайте VS Code с официального сайта: https://code.visualstudio.com/.
- Установите расширение C/C++ от Microsoft.
- Установите компилятор (GCC, Clang или MSVC).
- Настройте файл
tasks.json
для сборки иlaunch.json
для отладки.
Настройка файлов tasks.json
и launch.json
в Visual Studio Code (VS Code) позволяет автоматизировать сборку и отладку C++ проектов.
Перед настройкой убедись, что у тебя установлены:
- Компилятор C++ (например, GCC на Linux, MinGW на Windows или Clang на macOS).
- Расширение C/C++ для VS Code (официальное расширение от Microsoft).
- Расширение CMake Tools (если вы используете CMake).
Файл tasks.json
используется для настройки задач сборки (например, компиляции C++ кода).
- Откройте папку с проектом в VS Code.
- Перейдите в меню Terminal → Configure Default Build Task.
- Выберите Create tasks.json file from template.
- Выбери Others (или C/C++: g++ build active file, если такое есть).
Теперь в папке .vscode появится файл tasks.json. Пример его содержимого для сборки C++ кода:
Примерtasks.json
для GCC (Linux/macOS):
{
"version": "2.0.0",
"tasks": [
{
"label": "Build with GCC",
"type": "shell",
"command": "g++",
"args": [
"-g", // Включаем отладочную информацию
"${file}", // Компилируем текущий файл
"-o", // Указываем выходной файл
"${fileDirname}/${fileBasenameNoExtension}" // Имя выходного файла
],
"group": {
"kind": "build",
"isDefault": true
},
"problemMatcher": ["$gcc"],
"detail": "Сборка текущего файла с помощью GCC"
}
]
}
tasks.json
для MinGW (Windows):
{
"version": "2.0.0",
"tasks": [
{
"label": "Build with MinGW",
"type": "shell",
"command": "g++",
"args": [
"-g",
"${file}",
"-o",
"${fileDirname}\\${fileBasenameNoExtension}.exe"
],
"group": {
"kind": "build",
"isDefault": true
},
"problemMatcher": ["$gcc"],
"detail": "Сборка текущего файла с помощью MinGW"
}
]
}
- Открой терминал в VS Code (Ctrl+`).
- Выполни задачу сборки: Terminal → Run Build Task (или Ctrl+Shift+B).
launch.json
для отладки
Файл launch.json
используется для настройки отладки.
- Перейдите в меню Run → Add Configuration.
- Выберите C++ (GDB/LLDB).
- В папке
.vscode
появится файлlaunch.json
.
launch.json
для GCC (Linux/macOS):
{
"version": "0.2.0",
"configurations": [
{
"name": "Debug with GDB",
"type": "cppdbg",
"request": "launch",
"program": "${fileDirname}/${fileBasenameNoExtension}", // Путь к исполняемому файлу
"args": [], // Аргументы командной строки
"stopAtEntry": false,
"cwd": "${workspaceFolder}",
"environment": [],
"externalConsole": false,
"MIMode": "gdb",
"setupCommands": [
{
"description": "Enable pretty-printing for gdb",
"text": "-enable-pretty-printing",
"ignoreFailures": true
}
],
"preLaunchTask": "Build with GCC", // Задача сборки перед отладкой
"miDebuggerPath": "/usr/bin/gdb", // Путь к GDB
"logging": {
"trace": true,
"traceResponse": true,
"engineLogging": true
}
}
]
}
launch.json
для MinGW (Windows):
{
"version": "0.2.0",
"configurations": [
{
"name": "Debug with GDB",
"type": "cppdbg",
"request": "launch",
"program": "${fileDirname}\\${fileBasenameNoExtension}.exe",
"args": [],
"stopAtEntry": false,
"cwd": "${workspaceFolder}",
"environment": [],
"externalConsole": true, // Используем внешнюю консоль
"MIMode": "gdb",
"miDebuggerPath": "C:\\MinGW\\bin\\gdb.exe", // Путь к GDB
"setupCommands": [
{
"description": "Enable pretty-printing for gdb",
"text": "-enable-pretty-printing",
"ignoreFailures": true
}
],
"preLaunchTask": "Build with MinGW" // Задача сборки перед отладкой
}
]
}
- Если вы используете CMake, установи расширение CMake Tools и настрой проект через
CMakeLists.txt
. VS Code автоматически сгенерируетtasks.json
иlaunch.json
.
6. Xcode (macOS) (условно бесплатная)
Xcode — это IDE от Apple, которая поддерживает разработку на C++ (а также на Swift и Objective-C).
Установка:- Откройте App Store на macOS.
- Найдите и установите Xcode.
- После установки откройте Xcode и настройте инструменты разработчика.
Резюмируя можно заявить, что у разработчика C++ имеется широкий выбор IDE. Выбор IDE зависит от операционной системы и от предпочтений программиста.
Как показала практика, меньше всего проблем нам доставит работа с
- Visual Studio (Windows, macOS, Linux)(бесплатная)
- CLion (Windows, macOS, Linux) (платная)
- Xcode (macOS) (условно бесплатная)
Поэтому рекомендую любую из них к установке!